Эфириум – что же это на самом деле
Придумав в 19 лет платформу, которая на сегодняшний день является платформой №2 в криптомире, Виталик Бутерин уже точно завоевал себе место в истории.
В 20 он выиграл World Technology Award, обойдя Марка Цукерберга, и в 2014-м запустил краудфандинг, в результате которого в 2015-м родился блокчейн Ethereum. И уже в 2017 стал пожинать плоды своего детища в виде массированного старта ICO-проектов, выходящих в экосистеме своего блокчейна.
Люди часто называют Ethereum криптовалютой. Это не совсем точно. Классические валюты – это биткоин или Dash, например. В отличии от биткоина, блокчейн которого до сегодняшнего дня предназначен только для одной задачи – передачи стоимости, "Эфириум" как платформа (некоторые используют прямую транскрипцию, называя его "этериум") предназначена для создания и функционирования самых разнообразных децентрализованных приложений (DApps), используя платежную единицу этого блокчейна, "ether", или "эфир", как называют его у нас.
Однако, даже не это отличает эфир от биткоина. Если количество биткоина ограничено программно в 21 миллион монет, то у эфира таких ограничений нет. Изначально его было выпущено в обращение около 70 миллионов, а ежегодный майнинг ограничен в 18 миллионов. Именно поэтому биткоин может быть средством накопления капитала, а эфир – нет. С инфляцией в 25 % такой актив не очень подходит как средство сохранения стоимости. Хотя Бутерин обещает "сжигать" неиспользуемый эфир, не совсем понятно, как он будет это делать в децентрализованной системе.
Основной функцией DApps является исполнение смарт-контрактов, используя для транзакций "эфир". Несмотря на грозное слово в названии, это не "контракт", к которому мы все привыкли. В нем нет бумажек с печатями и реквизитами сторон. "Смарт-контракт" - это программируемый код, берущий данные, которые участники этого приложения вводят тем или иным образом. И на основании заложенного в код алгоритма и правил, действия в смарт-контракте осуществляются или нет. Автор кода, то есть создатель приложения, загружает его в блокчейн. Каждый раз, когда контракт исполняется, каждый компьютер с этим конкретным кодом (нода) отображает эту операцию в публичном реестре, что делает такую операцию практически вечной и неизменяемой. Хотя бывают исключения, но об это дальше.
Как работает смарт-контракт? Тут используется простая математическая логика "если – то": если событие, прописанное в коде контракта происходит, программа исполняет условия контракта.
Например: вы хотите сдать квартиру. И чудесным образом через сервис, который работает на смарт-контрактах Ethereum. Причем, этого вы можете этого даже не знать. Вы указываете сколько стоит в эфирах или других токенах, которые могут быть выпущены поверх самого блокчейна, ваша квартира. А также код доступа в квартиру в качестве ключа, например. На этом все. Если на входе смарт-контракт увидел входящую транзакцию, соответствующую условиям, то он отдает код доступа. Если кода доступа у смарт-контракта нет как условия исполнения по вашей вине, эфиры вернутся клиенту. Поскольку все компьютеры сети поддерживают одинаковые копии блокчейна, при попытке что-то изменить это будет сразу заметно и заблокирует контракт.
Схема элементарная и показывает одно из величайших достижений блокчейна – trustless, т.е. исполнение обязательств без необходимости доверять и проверять. Это делает смарт-контракт. Вам нужно только изначально его настроить. Причем с каждым месяцем все проще писать сам код, благодаря родному языку программирования Solidity. Очень скоро запрограммировать смарт-контракт будет не сложнее, чем сделать презентацию. А сами транзакции будут стоить копейки. Сравните с комиссиями за оплату или нотариальными платежами. Массового применения технологий эфириума еще стоит немного подождать, но со временем они до неузнаваемости изменят ландшафт повседневной жизни.
Однако, в 2016 году произошёл случай, кардинально повлиявший на экосистему эфириума. На нем была создана The DAO, децентрализованная автономная организация, построенная на цепочках смарт-контрактов. В нее можно было вкладывать свои эфиры, чтобы потом The DAO могла их инвестировать дальше, отдавая взамен свои токены, которые определяли вес голоса. Однако, уязвимость в коде позволила взломать The DAO, и злоумышленник смог вывести в токенах более 53 миллионов долларов, причем исполняя оригинальный код смарт-контракта. Реализация "умных контрактов", основы Ethereum, включала ошибочные команды, позволяющие сторонним лицам выводить токены с эскроу-счетов, используя механизм проверки баланса. Но разработчики не посчитали проблему слишком серьезной, хотя и знали о ней.
Этот огромный скандал привел к тому, что Бутериным было принято решение провести хард-форк, т.е. откатить изменения в блоках до состояния, предшествовавшего взлому чтобы отменить все мошеннические транзакции. Деньги были практически все возвращены, но группа людей, не согласных даже с самим принципом изменения состояния сети вне зависимости от обстоятельств, откололась и создала форк Ethereum – Ethereum Classic, намекая что именно они есть и есть оригинальный эфириум. Тем не менее, после сложных времен, Классик сейчас занимает 10-е место в криптомире по капитализации.
Эфир вырос в 2017 просто феноменально – около 3600 процентов. Это фантастическая цифра отражает ожидания от массового применения смарт-контрактов и выхода новых проектов со своими токенами стандарта ERC20, которые используют блокчейн Ethereum. Именно рост спроса на эфир для дальнейших инвестиций в различные ICO, привел к такому бурному росту курсу. Однако, мало обсуждается факт, что чем дороже эфир, тем дороже функционирование DApps для разработчиков (чем сложнее код, тем больше нужно заплатить за его исполнение) и пользователей (чем дороже эфир, тем дороже стоимость использования приложений)
Корпоративный мир тоже делает ставки на Эфириум. Компании уровня Microsoft принимают активное участие в работе Enterprise Ethereum Alliance, усилия которого направлены на внедрении технологии в бизнес.
Когда-то Бутерин сказал, что его сверхзадача – разрушить существующие рычаги влияния через децентрализованные организации. Похоже на то, что мир понемногу разворачивается лицом к его идеям.